Немного истории

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-ти километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за её пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богаты фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались её лучшие черты и появились высшие достижения народного искусства.

Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И не удивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами… «которой нигде не видал я белизною превосходнее». С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы ежедневного обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор.

Конец XIX- начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

Сегодня магазины по продаже Гжели – в Норильске и Петербурге, Новокузнецке и Калининграде, Сочи и Тольятти, в Москве. В ближнем, город Минск, и дальнем зарубежье. Через магазины Магадана и Владивостока вовсю налаживаются связи с Кореей и Японией.

Сувенирные изделия стали одним из постоянных и увлекательных направлений в работе многих мастеров и художников Гжели. Они разработали оригинальную символику для участников Олимпийских Игр, для многих национальных чемпионатов, чемпионатов мира и Европы едва ли не по всем видам спорта, международных конкурсов, кинофестивалей и др.Делали сувениры для космонавтов, легкоатлетов и гимнастов. Благодаря столь обширной и последовательной рекламе Гжель обрела определенный имидж за рубежом.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего.

Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа. Пройдя через толщу веков, он остаётся по- прежнему могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельского фарфора в наше время.

История Гжели уходит в глубь веков и её народному искусству суждена долгая жизнь. Сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Работы Черновых Л. и В.

Виктория и Леонид Черновы приехали в « Гжель» по распределению после окончания « Красноярского Художественного института» в 1988 году.
К этому времени искусство гжельского промысла получило заслуженное признание у специалистов и ценителей декоративно – прикладного искусства молодые художники на примере старших товарищей : Л. П. Азаровой , Т . С . Дунашовой , Г. В. Денисова , Н. Т. и В. С. Бидак , В. Неплюева и многих других – стремились соизмерить свои самостоятельные шаги в творчестве с высоким уровнем профессиональной культуры .
В 1998 году Л . и В. Черновы организовали свою творческую мастерскую. Работая в соавторстве, художники вместе определяют образный строй произведений, выбирают наиболее выразительные средства для воплощения идеи.
Малая пластика Леонида и Виктории Черновых носит занимательный характер. Художники изображают игры детей, народные увеселения, сценки из быта. Даже обыденные сюжеты решены в условно – декоративной манере.
Художники обращаются в своём творчестве к народному искусству, и, чем глубже постигают традиции, тем свободнее и раскованнее становится их пластический язык, ярче проявляется декоративное начало. Источником вдохновения служит им пластика гжельских заводов 18 и 19 веков, которая
отличалась наблюдательностью, лубочностью формального языка.
Л. и В. Черновы изучают керамическую игрушку, расписные деревянные Изделия. Авторский стиль этих художников находится в процессе становления, и в настоящее время они стараются всесторонне открыть свои воз-
можности, вовлекают в своё творчество самые разные пласты традиций, опираясь и на «низовую культуру», и на стилистику современного декоративно – прикладного искусства.

Скульптурные произведения Леонида и Виктории Черновых привлекают Внимание оптимистическим настроением, изображением забавных жизненных ситуаций. Небольшие жанровые сценки – современные «кумушки»
на базаре, птичницы, ряженые – соседствуют с образами кинематографа и народных сказок.
Произведения Черновых часто вызывают улыбку неожиданным и смелым соединением предметных форм со скульптурой. Это наборы для специй, маслёнки, кухонная утварь, чайные сервизы, штофы, часы, настольные
лампы и многое другое. Некоторые их произведения представляют собой
«населённый» многоголосый мир, например: часы «Охотник», сервиз «Скоморошьи забавы». Художники создают сложные по силуэту, хитроумные фигурные вещи, где салатник приобретает форму поросёнка в яблоках, рождественский чайник похож на избу в заснеженном лесу. Насыщенная роспись выявляет форму произведений, подчёркивает конструктивные особенности предметов и одновременно является мажорным аккордом на поверхности фарфора, вносит дополнительные декоративные акценты.
Произведения Л. и В. Черновых подкупает творческой свободой, образным и
пластическим богатством, чувством материала и стремлением к выразительности росписи. Обращаясь к традициям промысла, художники стремятся в полной мере выразить свою творческую индивидуальность.
Профессиональное мастерство, понимание специфики гжельской керамики позволяют судить об искусстве этих авторов как о самобытном явлении в общем потоке современного фарфора из Гжели и ожидать от них новых творческих удач.